Онлайн-займы: почему они все популярнее и что это значит для МФО и клиентов

Автор: Виктор Третьяков
Опубликовано

Пандемия внесла свои коррективы и в работу МФО — микрофинансовых организаций. Они стали активно развивать направление онлайн-работы, благодаря чему доля займов, выданных удаленно, в общем портфеле МФО достигла беспрецедентного показателя в 29,6%. Нарастающая тенденция говорит о больших возможностях рынка микрокредитования, но одновременно свидетельствует и о росте определенных рисков. Так, сами микрокредитные организации вынуждены вкладывать большие деньги в ИТ-инфраструктуру, а у клиентов появляется необходимость тщательно изучать каждую МФО. В противном случае высок риск столкнуться с мошенниками.

Статистика займов от членов СРО “МиР”

Около 80% микрофинансирования приходится на работу членов СРО “МиР”. В первом квартале текущего 2021 года они выдали потребителям 201,4 миллиарда рублей. По сравнению с первым кварталом предыдущего (2020-го) года это на 18,8% больше. Если смотреть соотношение именно онлайн-займов, то их стало на 40% больше при сравнении тех же периодов. А общее количество микрозаймов, взятых онлайн, как мы уже сказали, составило 29,6% — на данный момент этот показатель является историческим максимумом.

Если мы посмотрим только показатели по офлайн-займам, то прирост тоже наблюдался, однако он был небольшим. За год он составил 11,7%, а за первый квартал — 2,3%. Офлайн-кредитование пока удерживает лидерские позиции — сейчас таким способом люди берут деньги в два раза чаще, чем онлайн. Но тенденции таковы, что оформлением займов через сайты и приложения развивается очень быстрыми темпами.

Почему востребованность онлайн-займов растет

Как отмечают эксперты, популярность дистанционных займов больше всего выросла среди людей 18-45 лет. Вероятно, это связано с тем, что пользователи такого возраста все чаще решают многие задачи через интернет: от покупок товаров — до оплаты счетов. Так что тенденция вполне объяснима. Более того, именно в этом году многие крупные МФО полноценно запустили свои онлайн-каналы, которые до этого были в тестовом режиме. Иными словами, предложение ответило на спрос — и все это вылилось в текущие 29,6%.

Также значение имеет тот факт, что у кредиторов появляется все больше возможностей проверять потенциальных заемщиков через электронные ресурсы. Это значительно упрощает процесс работы.

Что меняется для МФО в условиях растущего спроса на онлайн-займы

То, что многие клиенты хотят брать деньги в долг онлайн, не означает, что компании будут отказываться от офлайн-формата — по крайней мере, в обозримом будущем. Таким образом, кредиторам необходимо вкладываться в два направления.

Если мы говорим об онлайн-работе, то тут есть сразу несколько задач:

  • Информирование клиентов о правилах безопасности. Рост числа мошенников в онлайн-пространстве — очевидная проблема, с которой придется бороться.
  • Серьезные вложения в безопасность процессов, связанных с работой самих МФО. Тут речь идет о защите сайтов, личных и платежных данных пользователей.
  • Проработка инструментов кредитного скоринга для того, чтобы качество проверки было высоким. Это важно и для того, чтобы исключить недобросовестных плательщиков, и для того, чтобы не отказывать потенциально надежным заемщикам.
  • Финансовые вложения в качественное продвижение. Реклама в сети — это не то же самое, что и реклама для офлайн-клиентов, поэтому здесь потребуются дополнительные ресурсы.

Активное развитие рынка онлайн-займов — это и большие возможности, и определенный вызов для МФО. Компаниям, которые хотят участвовать в этом процессе, придется быстро подстраиваться под новые реалии и корректировать многие инструменты.

Определенная ответственность ложится и на потребителей, которые должны тщательно изучать сайты и приложения для микрозаймов, чтобы избежать обмана со стороны мошенников, не имеющих никакого отношения к легальным МФО.

Актуально на
Пресс-служба